Конная энциклопедия
- А -
АВТОКАЧКА*, - грузовой одноконный рессорный полок на пневмошинах и шарикоподшипниках. Грузоподьемность – 2,5т.
АМЕРИКАНКА*, - изобретенный в Америке старинный 2-х колесный экипаж с большими колёсами (радиусом около 1,5 метра) для ипподромных испытаний рысаков. Прежнее название качалки (см. качалка).
АРБА
, - 2-х колесная одноконная безрессорная повозка. Среднеазиатская А. имеет большие колеса (диаметром 130 см), позволяющая легко переезжать арыки. У кавказкой А. решетчатые борта, монгольская А. главным образом без них.
БАГГИ
, - спортивный экипаж.
БАЙГА
- один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков).
БЕГОВЫЕ ДРОЖКИ*,- 4-колесный безрессорный облегченный экипаж, изобретение которого связывают с именем графа А.Г. Орлова –Чесменского. До конца 19 века служил для испытания рысистых л. с русской упряжью. В 1880 на русских ипподромах появились первые американки и качалки, которые постепенно вытеснили Б.д.
БЕГОВЫЕ ЭКИПАЖИ*, - тренировочные и призовые 2-х колесные экипажи на пневматических шинах, т.н. качалки и спец. сани.
БЕРЕЙТОР
, - (от нем. Bereiter) — специалист по обучению лошадей и верховой езде; учитель, обучающий верховой езде, «объездчик» верховых лошадей, объезжающий лошадей, помощник дрессировщика лошадей в цирке. Подробнее
>>>>>
БЕРЛИНА, - разновидность кареты.
БЕСТАРКА*, - кузов в виде ящика, позволяющий перевозить незатаренные сыпучие грузы (зерно, опилки, песок и т.п.). 2. Повозка с таким ящиком.
БИГА, - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме.
БИДАРКА, (бедарка) - безрессорный 2-х колесный легкий экипаж, распространенный в южных областях европейской части России.
БРЕК*, - (англ. Break), англ. 4-колесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и 2 продол. скамейками для пассажиров.
БРИК*, - старинная тяжелая, крытая многоместная почтовая повозка.
БРИЧКА
*, - легкий открытый экипаж (как рессорный, так и примитивный безрессорный), распространенный в прошлом в основном на юге и западе России.
- В -
ВАГА*,- барок, длинный поперечный брусок из крепких сортов дерева или металла, подвижно, реже неподвижно соединенный с передней частью повозки, с.-х. машины или орудия. Служит для прикрепления вальков и позволяет запрягать несколько л., тяговое усилие к-рых передается через вальки и В. на груз.
ВАЛЕК*, - в многокон. запряжках деревянный реже металлический брусок с зарубками или крючками на концах для прикрепления постромок. С В. тяговое усилие ж-ного передается через вагу повозке или с.-х. орудию.
ВЕСТЕРН
(конный спорт) - Верховая езда в стиле вестерн. Принципы езды в стиле вестерн: баланс, контроль весом, терпение и мягкость — ключ к хорошо обученной и податливой лошади.
ВОЖЖИ, - длинные поводья, средство управления упряжной лошадью. Изготавливают из веревки, тесьмы, кожи. К кольцам удил пристегивают карабинами, барашками или пряжками. По конструкции различают одноконные и пароконные В., цельнокроеные или с наконечниками.
ВОЗОК, - крытые сани.
ВОЛЬТИЖИРОВКА
- (от франц. voltiger — порхать, летать) — вид конного спорта, суть которого заключается в выполнении акробатических упражнений (в одиночку, парой и группой) на лошади, движущейся по кругу.
ВЫЕЗДКА
- вид конного спорта, а также искусство управления лошадью; высшая школа верховой езды.
- Г -
ГИГ, - легкая двуколка.
ГИППОДРОМ
- у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц
ГУЖ, - петля на хомуте, который применяют в дуговой упряжи.
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ
, - перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных лошадьми и др. упряжными животными.
- Д -
ДВУКОЛКА
*, - одноконная, одноосная 2-х колесная рессорная повозка с кузовом для 2-х человек. Грузоподъемность ок. 180 кг. Имеет откидные подстановки на оглоблях для разгрузки спины лошади во время стоянки. Иногда оборудуют откидной вагой для пристяжной л.
ДЕРБИ
- главный приз в скаковых и беговых испытаниях лошадей на ипподроме
ДЖИГИТ
- наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, искусством управлять конём и владеть оружием.
ДЖИГИТОВКА
- скачка на лошади, во время которой ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта
ДИЛИЖАНС
*, - многоместный 4-х колесный конный экипаж для перевозки пассажиров, их багажа, почты. До появления развитой железнодорожной сети, Д. совершали регулярные рейсы по опред. маршрутам между нас. пунктами.
ДОГ, - 2-х колесный, открытый экипаж.
ДОГ-КАРТ, - легкий одноосный или двуосный открытый экипаж с однолошадной или парной запряжкой для перевозки охотничьих собак.
ДОЛГУША (долгушка,) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах.
ДОРМЕЗ, - карета для сна в пути.
ДРАЙВИНГ
- Соревнования конных упряжек
ДРОВНИ
, - деревянные сани.
ДРОГА, - дрожина, продольный брус у летних повозок всех видов, соединяющий переднюю ось с задней. Определяет длину повозки. Д. бывает деревянная или железная, парная и одиночная, идущая посередине повозки.
ДРОГИ, - передок и задок повозки, связанные дрожинами (длинная телега) без кузова.
ДРОЖКИ
*, - волочки, короткие дроги для езды в городе. Над их колесами для защиты от пыли и грязи устанавливали крылья.
ДУГА, - часть русской запряжки, скрепляющая хомут (с помощью гужей) с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков повозки.
ДЫШЛО, - парокон, упряжное устройство, прочная жердь, соединенная с серединой передка повозки, экипажа. Запрягаемых лошадей ставят по обе стороны Д.
- З -
ЗАЕЗДКА МОЛОДОЙ ЛОШАДИ
-
- И -
ИЗВОЗЧИК
*, - кучер наемного экипажа: для перевозки пассажиров – легковой И., для транспортировки грузов – ломовой И. В прошлом И. Выполняли основную часть транспортных работ в городах и их окрестностях.
- К -
КАБРИОЛЕТ
, - 2-х колесный экипаж без козел.
КАПЦУНГ - специальный манежный недоуздок для работы лошадей на корде. Он позволяет избежать травмирования чувствительного рта лошади. На переносье вставлена металлическая пластинка с тремя кольцами, к которым пристегивается корда.
КАРАКОЛЬ
- маневр в верховой езде и, ранее, в военной тактике
КАРЕТА
*, - (итал. carretta), большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами и ступеньками.
КАЧАЛКА, - легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.
КАТАФАЛК, - погребальная повозка.
КАЧАЛКА, - 2-х колесная легкая спортивная тележка.
КВАДРИГА
, - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме запряженная четверкой л.
КИБИТКА
, - 1. Верх повозки на каркасе из выгнутых толстых прутьев. 2. Вся повозка или сани с описанным выше верхом.
КЕБ
, (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж.
КОЗЛЫ, - сиденье для кучера на санях или повозке.
КОЛЯСКА
, - 4-х колесный комфортный экипаж.
КОЛЫМАГА*, - старин. карета.
КОЛЯСКА*, - комфортабельный рессорный экипаж для пассажиров с верхом над сиденьем.
КОННАЯ КОРРИДА
- одна из разновидностей боя быков, проводимая в основном участниками верхом.
КОННОЕ ПОЛО
- командный вид спорта с мячом, в котором участники играют верхом на лошадях,
КОННОЕ ТРОЕБОРЬЕ
- Вид конного спорта, который состоит из манежной езды (первый день), полевых испытаний или кросса (второй день), преодоления препятствий или конкура (третий день).
КОНКА
*, - старин. вид городского общественного транспорта в виде вагончика, который перевозят по рельсам упряжкой из двух лошадей и более. В нач. 20 века конка повсюду была заменена трамваем.
КОНКУР*
, - (конные состязания) — соревнования по преодолению препятствий (от 6 до 18), проходящие на конкурном поле.
- Л -
ЛАНДО, (франц. Landau) – распространившийся в 19 в. 4-х колесный экипаж с мягкими рессорами, легким ходом и роскошной отделкой. Едущие в л. размещались на переднем и заднем сидениях лицом друг к другу. Поднятый верх превращал Л. из открытого в закрытый экипаж.
ЛАНДОЛЕТ , - облегченное ландо со складным тентом над задним сидением.
ЛИНЕЙКА
— один из видов легковой конной повозки на четырёх человек. Линейки отличаются от других конных экипажей (тарантаса, пролётки) отсутствием кузова.
- М -
МАЖАРА, - большая телега.
МАЛЬПОСТ, - почтовая карета.
- Н -
НАГАВКИ (амуниция) — эта защитная «обувь» лошади, предотвращающая эксплуатационные травмы нижних частей конечности.
НАРТЫ
, - легкие длинные сани (в них могут впрягать и собак и оленей).
НАШИЛЬНИК*, - часть пароконной упряжи, широкий ремень или цепь для соединения хомута (через нагрудник) с передним концом дышла.
НЕДОУЗДОК - это уздечка без удил, назначение которой содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.
- О -
ОБЛУЧОК*, первоначально гнутая жердь или доска, образующая края саней или телеги. На О. сидели боком, свесив вниз ноги. Впоследствии облучки стали называть козлы.
ОГЛОБЛИ*, - упряжное устройство в виде 2 прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки или передком саней. Запрягаемую лошадь ставят между оглоблями.
ОМНИБУС*, - (от лат. Omnibus – для всех), многоместный кон. экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутам в городах и между нас. пунктами. Широко использовался в 19 веке. (до появления автобусов), особенно в Англии и во Франции.
- П –
ПУТЛИЩЕ, - часть седла, ремень, на котором подвешено стремя.
ПОВОЗКА
*, - транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров на живой (конной) тяге. Разновидностью повозки являются экипажи и сани. Каждая повозка состоит из кузова и хода. Повозки бывают 2-х и 4-х колесные, различаются они размерами (длиной и шириной хода), подвижностью, большей или меньшей легкостью на ходу, гибкостью и устойчивостью, наличием или отсутствием рессор, вместимостью кузова, грузоподъемностью.
ПОДБРЮШНИК*, - часть конской упряжки для оглобельной запряжки в виде длинного ремня, к-рый вместе с чересседельником поддерживает оглобли в правил. положении и передает часть грузов на спину лошади.
ПОДПРУГА (амуниция) — широкий прочный ремень, предназначены для удерживания седла (у упряжных лошадей сёделки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды седел имеют по 2-3 подпруги.
ПОДРЕЗ*, - железная полоса под полозом саней, повышающая его прочность и улучшающая скольжение.
ПОЛОЗНЫЙ ПРИБОР *, - приспособление для испытания л. тяжелоупряжных пород на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Имеет вид массивных саней с широкой прочной платформой, на которую кладут груз. Преимущество П.п. прибора в том, что при движении по ровной сухой грунтовой дороге он обеспечивает одинаковое сопротивление на всей дистанции.
ПОЛОК
*, - 4-х колесная безрессорная грузовая повозка с кузовом в виде сплошной деревянной платформы. В прошлом значит. часть город. груз. транспорта состояла из одноконных П., на которых перевозили всевозможные товары в ящиках или др. таре, а также дрова, дом вещи и т.п.
ПОПОНА - это покрывало для лошади, которое предохраняет ее от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготавливаются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих легких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи
ПОСТРОМКИ*, - часть конской упряжи, пара прочных витых веревок или ремней, при помощи которых передается тягловое усилие л. с хомута на вальки. Используют П. в постромочно-дышловых и оглобельно-постромочных (бездуговых) запряжках.
ПРОЛЕТКА, - кон. 4-х колесный рессорный экипаж для быстрой езды в городе.
- Р -
РОЗВАЛЬНИ, - грузовые крестьян. Сани с низким, расширяющимся сзади кузовом.
РЫДВАН, - старинная карета. В более поздние времена ирон. назван. старомодного экипажа.
- С -
САЛАЗКИ, - маленькие санки.
САНИ, - повозка с полозьями вместо колес для перевозки седоков и грузов по зимним снеговым дорогам. Грузоподъемность одноконных грузовых саней до 1000 кг. Легковые сани с легким кузовом имеют сидения для кучера и 3-4 седоков. На ип-мах зимой используют легкие беговые сани, гл. образом для тренинга рысистых лошадей.
СЕДЛО
- часть снаряжения для езды и перевозки грузов на спине животного
СБРУЯ, - см. упряж.
СТУПИЦА, - центр. часть колеса с гнездами для спиц по периметру и втулкой для насадки на ось.
СУПОНЬ, - узкий ремень, к-рым стягивают и скрепляют клещи хомута под шеей л.
- Т -
ТАВРИЧАНКА*, - повозка из разводного хода и деревянного кузова. Запрягают парой лошадей. Используют для перевозки различных грузов хоз. назначения, а в разведенном виде – досок, бревен и пр.
ТАНДЕМ*, - (англ.- tandem), парная упряжка, в к-рой л. запряжены одна за другой (цугом).
ТАРАНТАС
*, - в начале 19 в. дорожная повозка на длинных зыбучих дорогах, впоследствии - 4-х колесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованным полумягкими схемными передними и задними сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас рассчитан на двух пассажиров, в пароконном имеется третье место для пассажира рядом с кучером на первом сиденье.
ТАРАТАЙКА, - двуколка, легкий безрессорный 2-х колесный экипаж.
ТАЧАНКА, - легкий открытый экипаж, во время гражданской войны применялся для установки пулемета. Красной армией была разработана стандартная модель пулеметной тачанки, которая оставалась на вооружении кавалерии до сер. 1950 г.
ТЕЛЕГА
, - 4-колесная одноконная (оглобельная) безрессорная повозка грузоподъемностью 500 - 750 кг. В разных районах страны используются различные конструкции.
- У -
УЗДЕЧКА
(Узда)- головная часть сбруи лошадей.
УПРЯЖЬ, - сбруя , приспособление для передачи тягового усилия лошади на поводку (экипаж), с.-х. орудие или кон. привод. Подбирают и подгоняют её к каждой конкретной лошади, чтобы упряжь способствовала максимальному проявлению работоспособности ж-ного и не травмировала бы его тело.
- Ф -
ФАЭТОН, - легкий 4-х колесный рессорный экипаж с откидным верхом. Запрягают парой л. или четверкой цугом.
ФИАКР, - 4-х колесный наемный экипаж.
ФУРА, - 4-х колесная большая телега.
ФОРЕЙТОР*, - в старину помощник кучера при езде на многооконной упряжке цугом. Ехал верхом на передней л., управляя ею.
- Х -
ХАКАМОРА - это вид железа (удил). Классическая хакамора представляет собой два кожаных ремешка, проходящих вокруг морды лошади. Один, переносный ремень, чаще всего обшит искусственным или натуральным мехом, а другой, подбородный ремень, чаще всего делается с цепочкой. По бокам морды ремешки соединены металлической пластинкой, к которой крепятся нащёчные ремни уздечки. От пластин вниз идут рычаги, к которым крепятся поводья.
ХОДБ
— вид грузового конного транспорта. Ходб применялись для перевозки длинномерных грузов, главным образом лесных материалов.
ХОМУТ*, - часть конской упряжи, которая служит для передачи тягового усилия л. на повозку или с.-х. орудие. Х. Состоит из деревянных клещей, хомутины, хомутной подушки, покрышки, супони, гужей или мочек. Стандартные хомуты изготавливают 11 номеров, различающихся по длине и ширине.
-Ч-
ЧЕКА*, - часть повозки, метал. стержень, удерживающий колесо на оси. Вставляют вертикально в отверстие в оси за ступицей.
ЧЕРЕССЕДЕЛЬНИК*, - часть упряжи, длинный (210-260 см) ремень, проходящий через седелку и закрепленный обоими концами на оглоблях. Иногда изготавливают с равным по длине подбрюшником, проходящим вдоль подпруги. Ч. поддерживает в правил. положении оглобли, а с ними и хомут с дугой, передавая часть их массы, а также тягового усилия на спину л.
ЧУМБУР - это веревка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или веревочные
- Ш -
ШАРАБАН, (фран. char a bancs)- легкий рессорный 4-х колесный экипаж с 2-мя сидениями, расположенными чаще всего вдоль кузова одно против другого.
ШКВОРЕНЬ, - метал. вертикал. стержень, вокруг к-рого поворачивается на ходу передок повозки.
ШПРУНТ - это обыкновенный повод большой длины, обычно до 3 метров. Поэтому редко бывает кожаным и в основном изготавливается в виде капронового, брезентового или другого синтетического ремня. Ремень, оконцовывается с двух сторон специальными застежками, позволяющими образовывать регулируемые по длине петли, сквозь которые пропускается подпруга седла. Сам шпрунт различными способами проводится от подпруги, сквозь оголовье к рукам всадника образуя скользящий рычаг (скользящий повод), усиливающий воздействие на лошадь, принудительно опускающее ее голову. Езда со шпрунтом на соревнованиях запрещена, но весьма полезна для некоторых лошадей в процессе тренировок.
- Э -
ЭКИПАЖ*, - (фран. equipage), общее название пассажирских повозок. Тяжелые кучерские экипажи (кареты, купе, коляски, ландо, различные омнибусы) имеют постоянный или раскладной верх и козлы для кучера. Перевозили их пароконные или многооконные упряжки. Легкие спортивные были главным образом открытые. Э. оборудуют тормозом, фонарями и зеркалом заднего вида.
*Использованы материалы Словаря справочника по коневодству и конному спорту, Росагропромиздат